Точка удивления

opit_1Точка удивления – термин, введенный российским философом, культурологом В.С. Библером.

Задача взрослых – формировать у ребенка точки удивления, т. е. помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса, эстетической активности.

Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? – спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет – это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества.

Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему “готовые” знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Можно ли ставить такую сложную задачу применительно к дошкольнику? Конечно можно! Именно в период дошкольного возраста закладывается своеобразная база данных, которая будет необходима ребенку на протяжении всего обучения.

Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.

На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: “Жизнь животных” Альфреда Брема, “Жизнь насекомых” Жана Фабра, “Детская энциклопедия”, книги рекордов и чудес “Диво” Валентины Пономаревой, “Почемучка” Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, “Толковый словарь русского языка” Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в “Рассказах о детях”.

Мальчик Игорь изводил всех вопросом “Почему?”. Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: “Когда вам надоест, отвечайте ему “Потому что перпендикуляр”, – увидите, скоро он отвыкнет”.

Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: “Потому что перпендикуляр”.

– Ты почему не одел калоши?
– Потому что перпендикуляр.
– Почему грубишь?
– Потому что перпендикуляр.

Так закладываются “перпендикулярные” отношения, может быть, на всю жизнь.

Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?

Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.

Приведем притчу об умении задавать вопросы:

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
– Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.

Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
– Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: “Могут”.

Как научить детей задавать вопросы?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь по ответам.  Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: “Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь”. Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы.

Греет ли шуба?

Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.
Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба – вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.
Теперь закономерен и вопрос: “Зачем же человек в мороз надевает шубу?”
Ответ: “Чтобы не замерзнуть”.
Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Спросите ребенка, знает ли он, что бывают “шубы” из стекла?
Это термос. У него двойные стенки, а между ними – пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.
Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Упорная воронка
Может ли воронка “отказаться” пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!

Нам понадобятся:
– 2 воронки
– две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
– пластилин
– кувшин с водой

Подготовка:
1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: “У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку”.
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: “Вот так ведет себя большинство воронок”.
3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат:
Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение:
В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

Танцующие хлопья

Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать.

Нам понадобятся:
– бумажное полотенце
– 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
– воздушный шарик
– шерстяной свитер

Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Высыпьте на полотенце хлопья.

Начинаем научное волшебство!
1. Обратитесь к зрителям так: “Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать”.
2. Надуйте шарик и завяжите его.
3. Потрите шарик о шерстяной свитер.
4. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

Результат:
Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику.

Объяснение:
В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов – отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты, – например, волосы или шерсть, – которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдет от шерсти на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд.
Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.
Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

– бумажное полотенце
– 1 чайная ложка (5 мл) соли
– 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
– ложка
– воздушный шарик
– шерстяной свитер
– помощник

Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Снежные цветы

Приготовьте для опыта:
– соломинку,
– мыльный раствор

Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Много интересных опытов, которые можно провести вместе с детьми,  Вы можете найти на этом сайте.