Артикуляционная гимнастика
Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Продолжительность гимнастики — до 5 мин.
В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой.
Например, упражнение «Вкусное варенье»:
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ артикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнение, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.
27 артикуляционных упражнений.
№ | Название упражнения | Цель | Как делать |
1. | «Улыбочка» (статическое)
|
Развивать круговые мышцы губ. | Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.
Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. |
2. | «Дудочка» (статическое) | Развивать круговые мышцы губ. | Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
|
3. | «Хоботок» (статическое) | Развивать подвижность губ. | Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с. |
4. | Лопаточка» (статическое). | Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. | Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. |
5. | «Иголочка» (статическое) | Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. | Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
|
6. | «Сердитая кошечка» (статическое) | Развивать подвижность мышцы спинки языка. | Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. |
7. | «Желобок» (статическое)
|
Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка. | Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.
|
8. | «Парус» (статическое). | Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. | Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза. |
9. | «Чашечка» (статическое) | Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. | Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. |
10. | «Заборчик» (статическое). | Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. | Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. |
11. | «Утиный клювик» (динамическое) | Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.
|
Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения. |
12. | «Шторки» (динамическое) | Вырабатывать подвижность губ.
|
Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз. |
13. | «Лошадка» (динамическое). | Растягивать подъязычную связку языка. | Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.
|
14. | «Грибок» (динамическое) | Растягивать подъязычную связку языка | Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.
|
15. | «Маляр» (динамическое) | Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. | Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз. |
16. | «Дятел» (динамическое) | Вырабатывать подвижность кончика языка. | Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.
|
17. | «Утюжок» (динамическое). | Активизировать кончик языка на бугорках. | Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.
|
18. | «Прогони комарика» (динамическое). | Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи. | Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
|
19. | «Покусывание кончика языка» (динамическое). | Активизировать мышцы кончика языка. | Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.
|
20. | «Качели» (динамическое).
|
Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). | Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.
Упражнение повторить 15—20 раз.
|
21. | Упражнение «Катание шарика» (динамическое). | Укреплять боковые мышцы языка. | Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
|
22. | «Часики» (динамическое). | Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). | Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.
Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с.
|
23. | «Мясорубка» (динамическое | Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. | Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза. |
24. | «Прятки» (динамическое). | Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. | Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
|
25. | «Вкусное варенье» (динамическое) | Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. | Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз.
|
26. | «Змейка» (динамическое). | Развивать боковые мышцы языка. | Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. |
27. | «Настроение» (динамическое). | Вырабатывать подвижность губ. | Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.
Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.
|
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В артикуляционную гимнастику следует вводить упраж¬нения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание су¬щественно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыха¬ния.
Работа над речевым дыханием ребенка способствует раз¬витию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.
Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.
- Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.
- Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, например карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на гладкую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).
- С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).
- Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» — ч-ч-ч-ч).
- Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).
- Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.
- У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом;
вдох носом, выдох ртом;
вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.