Учим ребёнка плавать

536670Находясь на отдыхе у воды, я очень часто вижу, как родители, пытаясь научить ребенка плавать, совершают одни и те же ошибки. Они пытаются объяснить ребенку, неумеющему плавать, как держаться “НАД” поверхностью воды. Объясняют малышам: как надо повыше держать голову над водой, чтобы не захлебнуться; как нужно вытянуться вдоль поверхности воды, грести ручками и бултыхать ножками по воде. При этом держат малыша так, что ребенок практически оказывается над водой.

Но ведь ребенок еще не умеет плавать, как же он сможет держать на поверхности воды свое тело,  держать НАД поверхностью воды голову? Без правильных гребков и достаточной скорости плавания  это очень трудно. Попробуйте сами удержаться над поверхностью воды  без движения, или  делая абсолютно хаотичные движения руками и ногами. Думаю, что у вас это вряд ли получится.

С  уверенностью могу сказать, что учить ребенка плавать таким образом можно долго и безрезультатно.

Если вы  задались целью научить своего ребёнка плавать, первое, что нужно сделать – это научить  ребенка свободно и комфортно чувствовать себя  ПОД поверхностью воды, научить ребенка не бояться воды и чувствовать себя в воде спокойно и уверенно. Страх перед “большой” водой сковывает дыхание, движение, да и желание поплавать вряд ли появится у малыша, если он будет боятся  оказаться под водой.

Ведь под водой человек совсем по другому ощущает своё тело и окружающее пространство. В глаза попадает вода, ощущается резь, вода давит на уши и  к этому тоже нужно привыкнуть. Вода попадает в нос.

Поэтому если ваш ребенок не приучен к открытой воде с младенчества, то как правило он испытывает естественный страх перед большим количеством воды. И это нормально.

Вам нужно объяснить и показать на примере, что если вдохнуть побольше воздуха, то наше тело всегда будет находиться на поверхности воды.

Для этого достаточно показать упражнение «поплавок» или «бочонок», когда ребенок делает вдох, задерживает дыхание и погружается в воду, где обхватывает ножки, группируется и всплывает, как бочонок.

Делая такое упражнение, пусть ребенок задерживает дыхание, как можно дольше.

Обязательно считайте секунды, чтобы ребенок понял, что он свободно может находиться под водой намного больше, чем 2-3 секунды

Приобретите детские очки для плавания. Чтобы  комфортно ощущать себя под водой, ребенок должен видеть окружающую среду вокруг себя. И если ребенку будет трудно преодолеть  неприятные ощущения в глазах при открытии их под водой, то воспользуйтесь очками. Возможность  смотреть под водой делает плавание более увлекательным и интересным. Можно обследовать дно у берега, пособирать со дна камушки.

Обязательно научите ребенка выдыхать воздух в воду.  Это научит его регулировать давление воздуха в носоглотке, чтобы избегать попадания воды в нос.

На глубине полуметра поиграйте с ребенком в игры, которые будут способствовать подводной адаптации. Например вы можете устроить “гонки подводных лодок”.  Погрузитесь под воду на небольшой глубине и, перебирая руками по дну и работая ногами, устройте соревнования на дальность заплыва на одном дыхании.

Следующим этапом в обучении ребенка плаванию должно стать умение держать нос над водой. Именно нос, а не всю голову. И здесь совсем не обязательно требовать от ребенка горизонтального положения. Расскажите ребенку, как плавают крокодилы и бегемоты. У них над поверхностью показываются только глаза и ноздри. Пусть ребенок наберет в легкие воздух и, приседая, на небольшой глубине, погрузится в воду так, чтобы над поверхностью  остались только глаза и носик. Ушки тоже могут быть погружены в воду, а рот должен быть крепко закрыт.

 

Погружение должно быть плавным и медленным, чтобы малыш почувствовал, что с наполненными легкими он легко сможет держать над водой нос. Такая практика ломает у ребенка боязнь погрузиться в воду поглубже, чем это принято у нас, взрослых. Ведь мы, как правило, плаваем держа голову высоко над водой. Но плавать легче, если наше тело максимально погружено в воду.

Затем, совершая гребущие движения руками,  поддерживающими тело на воде ребенок может спокойно дышать носиком. Пусть это упражнение  ребенок совершает находясь в вертикальном положении. Почувствовав себя более уверенным, он сам начнет грести и постепенно примет более горизонтальное положение. Ваша первостепенная задача научить ребенкадержаться на воде, научить его расслабляться и восстанавливать дыхание, т.к. при интенсивных гребках  очень часто сбивается дыхание, ребенок начинает паниковать и дыхание становится еще более скованным. Это  очень пугает детей.

Расслаблению и восстановлению дыхания  может помочь упражнение  лежа на спине. Главное, чтобы ребенок доверился вам и погрузился в воду, оставив над поверхностью только  носик и глаза.

 

Очень важно научить ребенка одному из способов расслабления на воде.

Наблюдая за своими детьми я вижу, как они (уже достаточно опытные пловцы) часто пользуются одним из приемов. Дети ведь не плавают спокойно и размеренно. Они барахтаются, толкают, хватают друг друга,  смеются. От этого дыхание сбивается, становится неравномерным, и часто чтобы доплыть до берега уже силы на исходе. Поэтому они заглатывают побольше воздуха и подныривают под воду. Так задерживая дыхание им удается восстановить свои силы и уверенно доплыть до берега.

Конечно, чтобы научить ребенка плавать правильно и технично потребуется не одно занятие на воде. Для этого нужно не раз объяснить о правильном расположении тела, правильной работе рук и ног. Но главное, чему нужно научить ребенка в первую очередь – это уверенно чувствовать себя на воде.

Кроме всего этого, хочу напомнить всем родителям, что все время, которое ваши дети находятся на воде, необходимо беспрерывно следить за ними. Это самое главное правило, выполняя которое вы избежите возможных несчастных случаев. Неважно сколько вашему ребенку лет, три или пятнадцать.

Неважно насколько хорошо он плавает. Всегда просто смотрите на него. Ведь тонущий человек никогда не сможет позвать на помощь. Это просто НЕВОЗМОЖНО сделать: вдыхать воздух и кричать одновременно. Загараете ли вы, говорите ли по телефону – ВСЕГДА смотрите на ребенка пока он в воде!